Речь Патриарха Пимена при вручении архиерейского жезла епископу Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве

Наречение и хиротония архимандрита Варнавы (Кедрова) во епископа Чебоксарского и Чувашского
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 18 ноября 1976 года
архимандриту Варнаве (Кедрову), пребывающему в братстве Троице-Сергиевой Лавры,
определено быть епископом Чебоксарским и Чувашским

Днем 29 ноября в патриарших покоях в Троице-Сергиевой Лавре наречение архимандрита Варнавы во епископа Чебоксарского и Чувашского
совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим, архиепископ Волоколамский Питрим,
епископ Рязанский и Касимовский Симон, епископ Орловский и Брянский Глеб.

Слово Святейшего Патриарха ПИМЕНА при вручении архиерейского жезла епископу Чебоксарскому и Чувашскому ВАРНАВЕ

Преосвященный епископ Варнава!

Сегодня после твоей епископской хиротонии я от всей души поздравляю тебя с благодатью архиерейства!
Радостно сознавать, что твоя епископская хиротония совершилась в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти сподвижника Сергиева преподобного Никона Радонежского, отошедшего в иной мир пятьсот пятьдесят лет тому назад после многочисленных подвигов и трудов по строительству прославленного Троицкого собора, ставшего местом его упокоения, и созидания в самом себе внутреннего добродетельного храма, укрепленного примером подвигов и назиданий Преподобного учителя аввы Сергия, очевидцем коих был преподобный Никон, впитавший в себя назидательные примеры и сладкоуханные поучения.

Твое имя — Варнава — в переводе с еврейского означает «сын утешения».
Я полагаю, что сегодня ты стал носителем духовного утешения и в прямом и в переносном смысле.
Утешен ты тем, что Патриарх и Cвященный Синод избрали тебя епископом Русской Православной Церкви, и тем, что епархия, куда ты направляешь свои стопы, отличается верой и благочестием будущих твоих пасомых, жаждущих видеть доброго своего архипастыря, твердо и умело ведущего свою паству по пути веры, добродетели и правды.
Утешением для тебя было и то, что в твоей хиротонии принимали участие епископ града Рязани Симон, окормляющий духовно ныне твои родные края, и епископ Орловский Глеб, многие труды коего до архиерейства проходили в Рязани.
Архипастыри теперь станут усердными молитвенниками о ниспослании Божией помощи твоему духовному деланию.

Восприняв благодать архиерейства, утешаешься ты и тем, что являешься сыном обители Сергиевой, в которой ты провел всю свою сознательную духовную жизнь, начиная с юности.
В Лавре ты прошел искус иноческого жития, здесь же принял пострижение в монашество и в дальнейшем в сане иеродиакона, иеромонаха, архимандрита нес разнообразные обительские послушания.
Лавра тебе близка и дорога, как мать.
И венец утешения — архиерейство!
Теперь перед тобой открыт новый и неизведанный путь.

На этом пути будут укреплять тебя благодать Святого Духа, молитвенное предстательство Преподобного Сергия Радонежского и его сподвижника преподобного Никона, молитвы принимавших участие в твоей хиротонии архиереев и, наконец, молитвенная память братии Лавры.
Вот какой сонм молитвенников и помощников теперь у тебя!
Новопоставленным епископам принято напоминать священные тексты из пастырских посланий апостола Павла к Тимофею и Титу.
Эти послания содержат в себе наставления, обращенные к пастырям Церкви.
Они столь важны, что требуется постоянно возгревать в себе наставления их каждому архипастырю; их каноническое значение подтверждается древним перечнем Новозаветных Писаний, ранними переводами и упоминаниями о них в отеческих трудах.

Чаще прочитывай эти послания, и тогда ясен будет тебя путь архипастырского служения и исполнятся на тебе слова апостола Павла: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7 — 9).

Как видишь, множество положений, каковые необходимо принять к руководству и исполнению, заключено в двух стихах пастырского послания.
Да укрепит тебя Господь благодатью Святого Духа в их усвоении и претворении в жизнь.
«Ты же… преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6, 11).
Каждый архимандрит, избранный и утвержденный для епископского служения, произносит посреди храма перед лицом рукополагающих архиереев и перед верующими архиерейское исповедание и обещание.
В исповедании он излагает основы православной веры — как он верует.
В обещаниях говорит о необходимости хранить и соблюдать каноны святых апостол и святых отец, предания и установления церковные благочестивых семи Вселенских Соборов, а также уставы и чины Кафолической Восточной Православной Церкви.

Обещает неукоснительно повиноваться Патриарху Московскому и Преосвященным архиереям, любовь духовную вседушно к ним иметь и как братию почитать.
И еще очень важное обещание произносит: «Обещаюсь мир церковный соблюдать и твердо держать и ни единым нравом противная православной христианской вере мудрствовати во вся дни жизни».
Но где взять силы для твердости в исполнении обещаний?
Научая новопоставленных обязанностям их служения, святой апостол Павел говорит: «Вас Дух Святый постави епископы» (Деян. 20, 28), — вот сколь высоко священнотаинственное рукоположение, в котором и сообщаются хиротонисуемому новые благодатные силы, утверждающие в архипастырских трудах и способствующие исполнению данных обещаний.

Сохраняй непоколебимое верование, что и тебя Дух Святый поставил епископом, и в этом веровании должны быть для тебя и сила, и успокоение.
Да не страша тебя трудные пути архипастырские, ибо «Дух крепости» (Ис. 11, 2) поставил тебя и Он не лишит тебя укрепления.
При возникновении недоумений молись к поставившему тебя «Духу истины» (Ин. 14, 17).
Он услышит твой молитвенный вопль и пошлет Свой свет, который просвещает и освещает всякого человека, который озарит и твою мысль и не попустит впасть в неведение или заблуждение.
Послушай слова апостола Павла к ефесским пастырям: «Внимайте убо себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20, 28).
Их этих апостольских слов можно заключить, что епископ есть орудие Духа Святаго.
Только внимающий себе может с пользой заботиться о своем «стаде», и потому апостол и говорит, что сначала «внимайте себе», а потом — «стаду».

Внимать себе — это значит постоянно бодрствовать, совершенствовать себя духовно, наблюдать за чистотой своих мыслей и дел, не допускать в свое сердце семян зла.
«Внимать стаду» — значит неослабно и с рассуждением заботиться о своей пастве, подобно доброму пастырю, который заботится о бессловесных овцах, греет и питает их, оберегает от волка, врачует болящих овец.
Люби народ Божий, врачуй увещанием к покаянию, словом утешения, поддерживай болящего, оскорбляемого, унывающего, и Всеблагой Бог поможет тебе.
Воспитывай в пастве дух миролюбия, любовь к своему Отечеству.
Назидай каждого действенно оберегать и защищать мир и усердно трудиться.
А теперь прими сей жезл в подкрепление твоих сил на архипастырском пути и благослови благочестивых людей, ждущих твоего первого архиерейского благословения. —

Журнал Московской Патриархии, 1977, №2, с. 16 — 18

При наречении во епископа архимандрит Варнава произнес речь:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Богомудрые архипастыри и отцы!

Изволением Духа Святаго и решением Вашего Святейшества и Священного Синода я, недостойный, призываюсь ныне к высочайшему служению
в Церкви Христовой — к служению епископскому.

Велико это служение, но и велика ответственность пред Богом, и невольно страх и трепет наполняют всё мое существо, а уста вещают слова Псалмопевца: «Устрашения Твоя возмутиша мя» (Пс. 87, 17), и мое сознание подсказывает мне отказаться от сего определения и молить убо вас, «да минует меня чаша сия».
Но, веря, что, по слову апостола, «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5, 4), я устремляю свой взор к Пастыреначальнику нашему Господу Иисусу Христу и вверяю Ему свою судьбу и приемлю сие определение как Его благую волю.

Мои мысленные очи я невольно сейчас обращаю на пройденный путь моей жизни.
Это был путь простого члена Церкви Христовой.

Промысл Божий с самого раннего возраста приблизил меня к святому храму, который поистине стал для меня школой христианской жизни.
Преблагая воля Господня приводит меня, грешного, в эту святую обитель Преподобного Сергия Радонежского и руками Вашего Святейшества — тогда наместника Троице-Сергиевой Лавры — приобщает меня к лику иноков.
Под Вашим духовным водительством я, как молодой монах, делал первые шаги в исполнении монастырских послушаний,
а теперь от искреннего сердца хочу выразить Вам, Ваше Святейшество, свою сыновнюю благодарность и признательность.
Более 20 лет я пребываю здесь, в обители Преподобного Сергия, и это были лучшие годы моей жизни.
Из этой обители Промысл Божий призывает меня на архиерейское служение, и, что особенно для меня знаменательно, хиротонисать меня, недостойного, будут в день памяти преподобного Никона Радонежского, ученика и сподвижника нашего великого аввы Сергия.
Я верю, что моя духовная связь с Троице-Сергиевой Лаврой не прервется и наш небесный игумен Преподобный Сергий не забудет меня и в предстоящих архипастырский трудах.

Не оставляйте и вы меня в своих молитвах, Ваше Святейшество, ваши Высокопреосвященства и Ваши Преосвященства, чтобы Господь укрепил меня в предстоящем служении на благо нашей Матери-Церкви.

Я еще не могу в полной мере осознать всех тех трудностей, которые ожидают меня, но скажу лишь словами митрополита Московского Филарета: «Епископство для меня не честь, а подвиг».
Силы мои немощны и трепещет душа моя перед величием архиерейской хиротонии и ответственностью ожидаемого мной епископского служения, но в этих смятениях ума меня утешают слова Господа, сказанные святому апостолу Павлу:
« Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).
С этим упованием на всесильную Божественную благодать, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», я склоняю свою голову перед Промыслом Божиим и принимаю избрание меня, грешного, епископом как изволением Духа Святаго, действующего в Церкви Христовой.

Благодарю Вас, Ваше Святейшество, и вас, богомудрые архипастыри, за ту высокую честь и доверие, которые вы оказали мне, избрав меня епископом Русской Православной Церкви.

Прошу благословить меня и помолиться о безпорочном прохождении моего нового служения во славу Божию и во благо нашего великого Отечества. Аминь».

30 ноября, в день памяти преподобного Никона Радонежского,
за божественной Литургией в Сергиевском трапезном храме Лавры хиротонию архимандрита Варнавы во епископа
совершили Святейший Патриарх Пимен и Преосвященные архиереи, принимавшие накануне участие в наречении.

По окончании богослужения Его СвятейшествоПатриарх Пимен ,
вручая архиерейский жезл епископу Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве,
произнес слово.

«Епископ Варнава (в миру Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в с. Высокое Рязанского района Рязанской области.
Происходит из древнего священнического рода, восходящего к XVII столетию.
Предки Владыки Варнавы служили в храме своего родного села Высокое (только отец его, Виктор Иоаннович, священником не был,
он лишь окончил Рязанскую духовную семинарию).

В 1945 году Владимир Кедров завершил среднее образование.
В 1952 — 1953 гг. прислуживал в храме во имя Святой Троицы в с. Бахмачеево Рязанской епархии.
С 1953 по 1955 год был иподиаконом в кафедральном соборе в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба в г. Рязани
при архиепископе Рязанском Николае (Чуфарском; † 7 марта 1967г.).

10 декабря1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (ныне Святейший Патриарх) в Сергиевском трапезном храме
был пострижен в монашество с наречением имени Варнава в честь святого апостола Варнавы.
18 января 1956 года был назначен ризничим Лавры и исполнял это послушание до 1970 г.

Святейшим Патриархом Алексием 15 февраля 1956 года, в праздник Сретения Господня,
в Богоявленском патриаршем соборе был рукоположен во иеродиакона,
а 9 марта 1957 года в лаврском Крестовом храме во имя праведного Филарета Милостивого — во иеромонаха.

В 1958 году награжден наперсным крестом, в 1960-м возведен в сан игумена,
в 1963 награжден крестом с украшениями.
В 1963 году Святейший Патриарх Алексий I пожаловал отцу Варнаве сан архимандрита.

С 1970 по 1974 год проходил послушание благочинного Лавры.

В 1971 году архимандрит Варнава был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви от братии Троице-Сергиевой Лавры.

В том же году Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого князя Владимира II степени.

Журнал Московской Патриархии, 1977, №2, с. 18 — 20.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *