Преосвященный епископ Варнава!
Сегодня после твоей епископской хиротонии я от всей души поздравляю тебя с благодатью архиерейства!
Радостно сознавать, что твоя епископская хиротония совершилась в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти сподвижника Сергиева преподобного Никона Радонежского, отошедшего в иной мир пятьсот пятьдесят лет тому назад после многочисленных подвигов и трудов по строительству прославленного Троицкого собора, ставшего местом его упокоения, и созидания в самом себе внутреннего добродетельного храма, укрепленного примером подвигов и назиданий Преподобного учителя аввы Сергия, очевидцем коих был преподобный Никон, впитавший в себя назидательные примеры и сладкоуханные поучения.
Твое имя – Варнава – в переводе с еврейского означает «сын утешения». Я полагаю, что сегодня ты стал носителем духовного утешения и в прямом и в переносном смысле.
Утешен ты тем, что Патриарх и Cвященный Синод избрали тебя епископом Русской Православной Церкви, и тем, что епархия, куда ты направляешь свои стопы, отличается верой и благочестием будущих твоих пасомых, жаждущих видеть доброго своего архипастыря, твердо и умело ведущего свою паству по пути веры, добродетели и правды.
Утешением для тебя было и то, что в твоей хиротонии принимали участие епископ града Рязани Симон, окормляющий духовно ныне твои родные края, и епископ Орловский Глеб, многие труды коего до архиерейства проходили в Рязани. Архипастыри теперь станут усердными молитвенниками о ниспослании Божией помощи твоему духовному деланию.
Восприняв благодать архиерейства, утешаешься ты и тем, что являешься сыном обители Сергиевой, в которой ты провел всю свою сознательную духовную жизнь, начиная с юности. В Лавре ты прошел искус иноческого жития, здесь же принял пострижение в монашество и в дальнейшем в сане иеродиакона, иеромонаха, архимандрита нес разнообразные обительские послушания. Лавра тебе близка и дорога, как мать.
И венец утешения – архиерейство!
Теперь перед тобой открыт новый и неизведанный путь. На этом пути будут укреплять тебя благодать Святого Духа, молитвенное предстательство Преподобного Сергия Радонежского и его сподвижника преподобного Никона, молитвы принимавших участие в твоей хиротонии архиереев и, наконец, молитвенная память братии Лавры. Вот какой сонм молитвенников и помощников теперь у тебя!
Новопоставленным епископам принято напоминать священные тексты из пастырских посланий апостола Павла к Тимофею и Титу. Эти послания содержат в себе наставления, обращенные к пастырям Церкви. Они столь важны, что требуется постоянно возгревать в себе наставления их каждому архипастырю; их каноническое значение подтверждается древним перечнем Новозаветных Писаний, ранними переводами и упоминаниями о них в отеческих трудах. Чаще прочитывай эти послания, и тогда ясен будет тебя путь архипастырского служения и исполнятся на тебе слова апостола Павла: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7 – 9).
Как видишь, множество положений, каковые необходимо принять к руководству и исполнению, заключено в двух стихах пастырского послания. Да укрепит тебя Господь благодатью Святого Духа в их усвоении и претворении в жизнь.
«Ты же… преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6, 11).
Каждый архимандрит, избранный и утвержденный для епископского служения, произносит посреди храма перед лицом рукополагающих архиереев и перед верующими архиерейское исповедание и обещание. В исповедании он излагает основы православной веры – как он верует. В обещаниях говорит о необходимости хранить и соблюдать каноны святых апостол и святых отец, предания и установления церковные благочестивых семи Вселенских Соборов, а также уставы и чины Кафолической Восточной Православной Церкви. Обещает неукоснительно повиноваться Патриарху Московскому и Преосвященным архиереям, любовь духовную вседушно к ним иметь и как братию почитать.
И еще очень важное обещание произносит: «Обещаюсь мир церковный соблюдать и твердо держать и ни единым нравом противная православной христианской вере мудрствовати во вся дни жизни».
Но где взять силы для твердости в исполнении обещаний?
Научая новопоставленных обязанностям их служения, святой апостол Павел говорит: «Вас Дух Святый постави епископы» (Деян. 20, 28), — вот сколь высоко священнотаинственное рукоположение, в котором и сообщаются хиротонисуемому новые благодатные силы, утверждающие в архипастырских трудах и способствующие исполнению данных обещаний. Сохраняй непоколебимое верование, что и тебя Дух Святый поставил епископом, и в этом веровании должны быть для тебя и сила, и успокоение.
Да не страша тебя трудные пути архипастырские, ибо «Дух крепости» (Ис. 11, 2) поставил тебя и Он не лишит тебя укрепления.
При возникновении недоумений молись к поставившему тебя «Духу истины» (Ин. 14, 17). Он услышит твой молитвенный вопль и пошлет Свой свет, который просвещает и освещает всякого человека, который озарит и твою мысль и не попустит впасть в неведение или заблуждение.
Послушай слова апостола Павла к ефесским пастырям: «Внимайте убо себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20, 28). Их этих апостольских слов можно заключить, что епископ есть орудие Духа Святаго. Только внимающий себе может с пользой заботиться о своем «стаде», и потому апостол и говорит, что сначала «внимайте себе», а потом – «стаду». Внимать себе – это значит постоянно бодрствовать, совершенствовать себя духовно, наблюдать за чистотой своих мыслей и дел, не допускать в свое сердце семян зла. «Внимать стаду» — значит неослабно и с рассуждением заботиться о своей пастве, подобно доброму пастырю, который заботится о бессловесных овцах, греет и питает их, оберегает от волка, врачует болящих овец.
Люби народ Божий, врачуй увещанием к покаянию, словом утешения, поддерживай болящего, оскорбляемого, унывающего, и Всеблагой Бог поможет тебе.
Воспитывай в пастве дух миролюбия, любовь к своему Отечеству.
Назидай каждого действенно оберегать и защищать мир и усердно трудиться.
А теперь прими сей жезл в подкрепление твоих сил на архипастырском пути и благослови благочестивых людей, ждущих твоего первого архиерейского благословения.
Журнал Московской Патриархии, 1977, №2, с. 16 – 18

(13)