Деятельность по 1 этапу (ноябрь 2018 –февраль 2019)  реализации гранта ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ проекта №18-2-018512 «Инклюзивный центр «Корабль веры»

С первых дней реализации проекта организована волонтерская работа по помощи слепым и слабовидящим жителям Чувашской Республики. Добровольческая помощь оказывалась студентами дошкольной и коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Умелыми и добрыми руками волонтеров были созданы 11 тактильных книг, предназначенных для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Несмотря на общую цель, книги отличаются жанром литературы и встречающимися на страницах заданиями (есть даже книги на чувашском языке). Волонтерами проведены творческие занятия по пластилинографии для 250 незрячих школьников Чебоксарской общеобразовательной школы-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Звонарь Светлана Муравьева провела на добровольческих началах мастер-классы для 100 посетителей Церковно-исторического музея. 

В начале декабря 2018 года при храме создан народный хор под руководством Ларисы Александровны Байгушевой. За неполных два месяца была подготовлена концертная Рождественская программа. 24 января участники хорового кружка выступили на заседании Чебоксарского МО ЧРО Всероссийского общества слепых. На концерте были исполнены народные колядки, рождественские песнопения.

 К 550-летию основания Чебоксар экскурсоводами Церковно-исторического музея разработан специальный городской туристический маршрут для слепых и слабовидящих. В список достопримечательностей для незрячих туристов вошли городские памятники, церкви и монастыри исторической части столицы Чувашии. В инклюзивную экскурсионную программу вошли посещения выставки «Тактильная история Чувашского края», паломнические поездки в Дивеево и Цивильский Богородицкий монастырь. Проведено 14 паломнических автобусных туров из городов и районов Чувашской республики с участием 243 туристов с ограниченными возможностями по зрению, их сопровождающих законных представителей и волонтеров. Для продвижения информации о реализации проекта проведена трансляция репортажа на Всероссийском радиоканале для слепых. Охват радиопередачи 100 тыс. человек жителей России, большинство из которых имеют разные степени нарушения зрения.

За 1 этап проекта в квест-игре «Тактильная история Чувашии наощупь» приняли участие 1178 человек. Из них младших школьников и дошкольников 398 чел.; школьников 5-11 кл — 211 чел.; студентов -101 чел.; взрослых посетителей — 468 чел., из них инвалидов 256 чел. 

В рамках проекта проводились работы по организации лекотеки для ранней помощи детям с тяжелыми врожденными заболеваниями. Завершены ремонт и отделка помещений, закуплено игровое оборудование, оргтехника  и мебель. Нужно отметить, что организация лекотеки не обошлась без помощи волонтеров. Именно добровольцы собирали новую мебель для игрового зала, расставляли игрушки, готовили помещение к встрече с детьми. Торжественное открытие лекотеки состоялось 6 февраля в присутствии заместителя министра образования Чувашской Республики Алевтины Федоровой. Кабинет логопеда оснащен дидактическими пособиями и компьютерной логопедической программой для развития детей раннего возраста. Психолого-педагогическое сопровождение семей в лекотеке оказывают специалисты: учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог. На первом этапе проекта в лекотеку приняты 34 ребенка от 1 года до 4-х лет с нарушениями развития в социальной, социально-эмоциональной, когнитивной, речевой и двигательной сферах. Нарушения развития обусловлены различными врожденными органическими повреждениями нервной системы, обмена веществ, генетическими заболеваниями, в том числе 13 детей имеют статус ребенок-инвалид и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. На первичном приеме специалисты оценили навыки игры и взаимодействия, провели анкетирование родителей, изучили медицинскую документацию. На основе анализа проблем и потребностей семьи и ребенка, междисциплинарной командой специалистов службы проводится индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы. 

 

(14)