При поддержке Премии Патриарха Кирилла храм Новомучеников и исповедников Российских реализует программу эстетического воспитания детей и молодежи на основе изучения древнерусской живописи (иконописи). В проекте предусмотрены музейные механизмы развития творческих способностей лиц, ограниченных по физическим и социальным возможностям. Большую потребность в социокультурной реабилитации музейными средствами имеют пациенты психиатрических стационаров России, в том числе детского отделения Республиканской психиатрической больницы. 

Музейный педагог Виртуального филиала Русского музея Вера Денисова наработала значительный опыт взаимодействия с детьми с ментальными нарушениями, проводя для них занятия по рукоделию (бисероплетению). Возможность обогатить творческие встречи в стенах психиатрического стационара ресурсами Виртуального Русского музея позволила создать специальную просветительскую программу, сопровождающуюся играми, викторинами, рукоделием, прослушиванием духовных песнопений.

18 мая знакомство юных пациентов с репродукциями икон Русского музея «Святые Николай Чудотворец и Георгий Победоносец» (конец XIV — начало XV в.) и  «Вознесение» (XVII в.) продолжили настольной игрой «Черное-Белое».

21 мая, занимаясь с педагогом, дети рассмотрели репродукции икон новгородской школы иконописи «Троица ветхозаветная» (середина XVI в.) и четырехчастной «Воскрешение Лазаря, Троица, Сретение, Иоанн Богослов и Прохор» (начало XV в.). Карандашами раскрасили летние рисунки. Старинные иконы особенно хорошо иллюстрируют праздники православной церкви и духовный смысл православного календаря.

28 мая изучение известных изображений праздников летних святых «Апостолы Петр и Павел» (первая треть XIII в.); «Апостол Петр» и «Апостол Павел» (около 1408 г.), продолжили летней народной игрой «9 листиков».

4 июня ребят познакомили с шедеврами древнерусского искусства «Рождество Христово», «Спас Нерукотворный» (вторая половина XVI в.) и предложили выполнить практическое задание «Нарисуй твой подарок младенцу Иисусу Христу».

12 июня в детском отделении школьники с педагогом филиала виртуального Русского музея рассуждали о духовном мире россиян XVI века на примере икон того времени «Покров Богоматери», «Троица Ветхозаветная в бытии».

25 июня репродукции икон «Рождество Богоматери» (конец XIV в.) и «Введение во храм» (конец XV — начало XVI вв.) помогли ребятам узнать о детстве Пресвятой Богородицы и по Ее святому примеру дети потрудились, выполнив браслет из стекляруса, бисера на леске. 

29 июня Вера Васильевна предложила художественный анализ икон XVI века «Видение Иоанна Лествичника» (первая половина XVI в.), «Преображение, с праздниками в 24 клеймах» (первая половина XVI в.). Затем дети сплели себе бисерные колечки в технике низание «в крестик». 

Творческая реабилитация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья не менее значима, чем реабилитация медицинская, она является с одной стороны, одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира и личностного участия самого инвалида, с другой стороны, средством формирования толерантного к ним отношения общества. Активность лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере творческой деятельности формирует положительную мотивацию жизнедеятельности, улучшает психологический фон, способствует самоутверждению и, в итоге, выполняет реабилитирующие и адаптирующие функции.

 Гудина Татьяна Викторовна Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnyy-podhod-k-sotsiokulturnoy-reabilitatsii-detey-i-molodezhi-s-ovz (дата обращения: 06.08.2019) 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnyy-podhod-k-sotsiokulturnoy-reabilitatsii-detey-i-molodezhi-s-ovz

 

(31)