23 января 2019 года студенты группы 4 ТОРАТ 01 с куратором Беляевой Е.Ю. и преподавателем Акуловой Т.Н. посетили храм Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары.

В начале экскурсии настоятель храма архимандрит Гурий побеседовал со студентами о том, как обрести, сохранить и укрепить свою Веру, как найти дорогу к Храму, ведь молодые люди в первую очередь подвержены порокам и не всегда умеют противостоять мирским соблазнам.

Церковь призвана свидетельствовать людям о том, что любая сфера бытия человечества связана с нравственной ответственностью и осознанием греха. В наше время общество переосмыслило ценность свободы, ее понятие было использовано, чтобы вытеснить другую ценность — ценность покаяния, а свобода должна сопровождаться нравственной ответственностью.

Религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны между собой, и только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. Такие понятия как, Вера, доброта и сила духа, должны быть притягательными для молодежи.

Затем после чаепития студенты ознакомились с проектом «Звони во все колокола!», представленного в Церковно-историческом музее. В рамках этого проекта создается научно-методическая база о просвещении чувашского народа в составе Российского государства, представляются документы по истории распространения православия в Чувашии.

Куратором проекта и одновременно художником — дизайнером Андреем Максимовым созданы тактильные макеты остров-града Свияжска, по рисункам с гравюры Михаила Махаева, и города крепости Чебоксар, по рисункам Николааса Витсена.

Уникальный город-крепость Свияжск был построен всего за четыре недели. 12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги. Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров «Круглая гора», который возвышаясь над Волгой позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань.

Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.

Город заложили 24 мая 1551 года, но вскоре выяснилось, что привезенного материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева. Небывалый случай в истории архитектуры – за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать «Новый город Свияжский», а вскоре закрепилось короткое название Свияжск – от реки Свияги.

В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года, когда русские воины остановились здесь на последний привал по пути в Казанское ханство.

К Московскому государству поселение отошло после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Царским указом в 1555 году здесь была заложена крепость, сторожевой пункт в системе укреплений, защищавших Русь с востока. Крепость утверждала власть Москвы на вновь присоединенных землях. Новую крепость назвали Чебоксарами. Двойные стены с башнями и въездными воротами, глубокий ров и высокий земляной вал сделали ее надежной защитой от внешних врагов для селившихся здесь жителей.

Гарнизон внимательно следил за дорогами и за судами, шедшими по Волге. Местные крестьяне снабжали служилых людей продуктами. Вскоре многие стали сами селиться у крепостных стен, и возле города вырос торгово-ремесленный посад.

Об этих исторических событиях студенты узнали от экскурсовода Церковно-исторического музея Наталии Илларионовой и рассмотрели воочию на макетах.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание молодёжи — это серьезный фактор, который способен противостоять всем негативным общественным вызовам, это есть путь и направление духовного развития личности, соединенный с ответственностью за свою жизнь, судьбу и будущее России. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности и долга.

 

Материал подготовили Е.Ю.Беляева, Т.Н. Акулова.

(13)