Мероприятия по изучению коллекции древнерусской живописи Русского музея проводятся в рамках реализации Премии Святейшего Патриарха Кирилла на социальную деятельность с молодежью.

Руководитель студии Елена Кузина, доцент кафедры дизайна и МПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, в преддверии праздника Святой Троицы провела цикл занятий по знакомству с  иконами из коллекции Русского музея.

Адрес: Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4 
ХРАМ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ 
Контактный телефон: 8 987 576 53 51
Лекция и материалы для творческих занятий предоставляются бесплатно.
Иконография Святой Троицы — замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию. В виде трех Ангелов изображают на иконах Святую Троицу. В виде этих Ангелов-странников явился Бог задолго до Рождества Христова праведному старцу Аврааму. Три Ангела на иконе – изображение Трех Лиц Бога: Отца, Сына и Святого Духа. На иконе из коллекции Русского музея («Троица ветхозаветная». Середина XVI в., разм. 148,9X113,5X3,2. ГРМ) повторяется решение Андрея Рублева: одинаковые по размерам ангелы сидят с посохами в руках за столом-престолом.

Это образ литургической трапезы, ветхозаветный прообраз новозаветной евхаристии и одновременно символ пищи духовной.
На иконе из Русского музея ангел благословляет три, а не одну евхаристические чаши, но только средняя из них — с головой тельца, ветхозаветный прообраз новозаветного агнца и одновременно символ жертвенной любви. В иконографический памятник Русского музея включены и другие персонажи, типичные для произведений с библейским толкованием сюжета. Под дубом Мамврийским прислуживают Авраам и Сарра, несущие свежеиспеченные хлеба. Внизу — отрок, закалывающий тельца. Кроме того, в произведении изображены  архитектурное сооружение — палата Авраама и одновременно символ Христа-Домостроителя, безмолвия, познания и созидания, а также библейский образ «восхищени духа» символ близости к Богу — горки.

Сравнительный анализ большого количества произведений приводит к мысли, что в древнерусской живописи не было смен вариантов. В ней одновременно существуют оба иконографических извода — как, условно говоря, рублевский, так и гостеприимство Авраама с многочисленными подтипами. Четко разграничить эти варианты и подтип не представляется возможным, тем более что и те и другие связаны в конечном счете с каноническим содержанием.

Мероприятия по изучению коллекции древнерусской живописи Русского музея проводятся в рамках реализации Премии Святейшего Патриарха Кирилла на социальную деятельность с молодежью.

Адрес: Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4 
ХРАМ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ 
Контактный телефон: 8 987 576 53 51 
Лекция и материалы для творческих занятий предоставляются бесплатно.

(12)