Пройти огласительные беседы перед Таинством Крещения при нашем храме можно в каждую субботу в 18.30 !

Предварительная запись по телефону 89876756965 иерей Андрей Краев

Огласительные беседы — это своеобразные лекции для желающих принять Таинство крещения. В них рассказывается об основах православного вероучения, христианской этике. Целью проведения огласительных бесед является подготовка верующих людей к осознанному принятию таинства вступления в Церковь. Сами огласительные беседы включают в себя  лекции, которые проходят в пятницу в 17.30. Во время последних желающие принять крещение посещают православный храм и узнают об основах христианской веры.

  1. Детям до 14 лет необходимы крестные родители;

Обычная практика церкви, один крестный одного пола с крещаемым.

Для взрослых крестный не обязателен, но если есть человек, который будет Вам наставником в православной вере, то это можно только приветствовать.

Крестный должен быть крещеным и  воцерковленным православным христианином;

Для крещения необходим крест, который вы можете приобрести как в нашей церковных лавке, так и в ювелирных магазинах, только неосвященный крест необходимо будет освятить. Это можно сделать непосредственно перед крещением.

ЗАЧЕМ НУЖНА ПОДГОТОВК

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому

Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовал

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после 40-дневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещени

Длительная подготовка перед Таинством Крещения требовалась уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. До нас дошло одно очень интересное описание того, как совершалось Крещение в IV веке в Иерусалиме, оставленное нам римской паломницей, называемой в научной литературе Этерией, или Сильвией Аквитанкой. В то время Крещение людей было общецерковным событием и совершалось с большим торжеством три раза в году в самые важные праздники – на Богоявление (тогда это был праздник, объединявший Рождество и Крещение), Пасху и Пятидесятницу (Троицу). Если человек хотел креститься на Пасху, то подготовка к этому событию начиналась почти за два месяца до Пасхи – с началом Великого поста. Все желающие должны были заранее записаться в определенные списки, свидетельствуя о своем желании. С началом поста эти люди становились «оглашенными» – так назывались готовящие ко Крещению, поскольку им читались специальные поучения – оглашения. В течение нескольких первых дней поста священники над каждым из них читали особые молитвы, чтобы Господь принял их в число христиан (оглашенные хотя и не были крещены, но считались уже христианами) и изгнал из их сердца всякого нечистого духа. С этого времени оглашенные должны были ежедневно посещать храм. Прежде всего, они посещали обычные для всех христиан службы. И в современном богослужении остался возглас священника или диакона на литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы (которые) оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки (вновь) и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные, присутствовавшие на первой части литургии, должны были покинуть храм. По уставу Великой Церкви молитвы об оглашенных возносились ежедневно не только на литургии, но и на вечерни и утрен

Кроме этих общих для всех служб, оглашенные должны были присутствовать на службе под названием «тритоекти», которая специально совершалась для них. На этой службе после молитв последовательно читалось Священное Писание, поскольку оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов. Священники на каждый отрывок произносили проповедь, чтобы лучше разъяснить прочитанное. Кроме проповедей на темы из Священного Писания священники должны были разъяснить оглашенным православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое. Некоторые подобные беседы записывались, например, сохранились огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, произнесшего их приблизительно в то же время, что описывает Этери

Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т.е. крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором, или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал перед епископом о его Крещени

Из рассказа Этерии нам становится понятным, как относились ко Крещению древние христиане. Оказывается, еще до Крещения человек начинал много молиться, должен был много знать о вере и Боге и уже жить по-христиански. В наше же время большинство считает: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить, курить, изменять жене и воровать на работе

Во многих храмах в Москве и в других городах уже давно введена подготовка ко Крещению. В некоторых храмах человек должен посетить несколько бесед, после чего сдает экзамен, в других храмах бывает одна беседа и экзамен. В одном из подмосковных храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завет

Времена, когда было трудно найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно уже прошли, и теперь практически никто не может оправдать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и как-то серьезно относиться к этому событию. О необходимости введения повсеместно подготовки перед Крещением ясно говорилось и в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000 год

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкв

Что необходимо знать о Боге перед Крещение

Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, необходимо узнать, что пришедший в храм человек, пожелавший принять Крещение, знает о Нем. Тогда будет легче разговаривать

Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиан

Обычный ответ: Во Христ

Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что Вы слышали о Святой Троиц

Обычные ответ

– Это такая икон

– Это такой праздни

– Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ

– Это Отец, Сын и Святой Дух. (Этот правильный ответ произносит, к сожалению, лишь один из двадцати-тридцати человек

Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что есть Святая Троица. Священник, погружая человека в воду произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизн

Итак, первое, без чего нельзя приступать ко Крещению, – это без веры во Святую Троицу. Православные христиане верят в Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Дух

Что мы еще знаем о Боге? Прежде всего, мы, наверное, все знаем, что Бог – Творец всего мира. Только Он существует по-настоящему, в самом глубоком смысле этого слова. Все же остальное сотворено Богом из ничего, и бытие тварного мира находится в руках Божиих. Некоторые религии говорят, что материя совечна Богу, что Бог не творил саму материю, а только «лепил» из материи все остальное. Подобное учение неприемлемо для христианин

Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духам

В догматическом богословии перечисляются еще и другие свойства Божии. Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (то есть ни в чем не имеет нужды), вездесущ (то есть присутствует везде), всеведущ (то есть знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг (то есть является Сам источником всего благого

По поводу последнего свойства Божия часто возникает вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит войны?» Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Если родителям предложить выбор: кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? – все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются по-разному. Вот отсюда и зло на земл

И что удивительно, Сам Бог не может отнять свободу у человека. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеко

Само творение человека Богом – это удивительное событие. До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей своей волей влияют на мир. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправитьс

Тут можно задать вопрос: «Как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается – осечка, еще раз жмет на курок – опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок – осечка, тогда он берет нож, замахивается – но нож ломается, человек бросается на жертву – но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он лежит, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны

Но теперь давайте вернемся к учению о Святой Троиц

Вопрос: Итак, получается, что православные христиане верят в трех Богов – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа? Правильн

Действительно, православное учение о Святой Троице говорит, что мы веруем в одного Бога, единого в Трех Лицах. По выражению одного церковного писателя, мы веруем в единого, но не одинокого Бога. Мы верим, что Бог, оставаясь единым, в то же время является Троичным. В едином Боге три Лица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. «Лицо» по-славянски означает «личность», по-гречески – «ипостась». Это не три Бога, а Единый Бог. Как это может быть – Единый и в тоже время Троичный? Ответ может быть самый простой: человек не может понять этой тайны до конца, поскольку человеку вообще невозможно познать Бога до конца. Бог – Творец, мы – Его творение. Между нами огромная пропасть. Но мы знаем, что Бог Сам о Себе открывает некоторые тайны. Бог Сам открыл нам, что Он Един, и в тоже время в Нем есть Три Лиц

Догмат о Святой Троице говорит о том, что Бог есть Троица Единосущная и Нераздельна

Святые отцы часто приводили следующий образ, объясняя единство Святой Троицы. Представим себе Солнце. Мы знаем, что есть само Солнце, мы видим и свет, рождаемый им, мы чувствуем и тепло, исходящее от него. Само Солнце (как звезда), свет и тепло – это разные явления, но они существуют нераздельно. Хотя в свете современной физики этот образ не безупречен, ибо свет (фотоны) и тепло (энергия) не так неразрывно существуют по отношению к своему источнику. Например, звезда потухла, а свет от нее еще летит. Но для своего времени это был очень точный образ нераздельности Трех Лиц в Едином Бог

Но если нераздельность Святой Троицы еще как-то можно попытаться объяснить с помощью некоего образа, то единосущие Святой Троицы объяснить с помощью человеческих понятий и образов, наверное, невозможно. Ведь в природе ничего подобного не существует. Представить себе человека с тремя личностями внутри, которые могут между собой общаться, принимать совместное решение, любить друг друга, и при этом чтобы он действовал, как единый человек, – невозможн

Единосущность Святой Троицы означает, что если Бог Отец творит мир, то и Бог Сын творит мир, и Бог Святой Дух творит мир. Все действия Божии исходят от Единого Бога. Если Бог Сын хочет спасения человеческого рода, значит, и Бог Отец желает этого, и Бог Святой Дух хочет этог

Когда православный человек говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы – о Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но более 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природ

Как это произошло? В утробе Божией Матери силою Святого Духа зачинается новая жизнь. Богу это было легко сделать: мы помним, что первого человека Бог сотворил и вовсе из праха земного. Когда в утробе любой обычной женщины зачинается новая жизнь, то в мире появляется новая личность. Как только две клеточки (мужская и женская) сливаются, появляется маленькое человеческое тельце, состоящее пока только из одной клеточки. Но без живой души эта клеточка еще не будет человеком. И в тот же миг этому микроскопическому тельцу дается душа, и это уже человечек с душою и телом. Повторю: в момент зачатия в мире появляется новая личность, или, вспомним, по-славянски – новое лицо, а по-гречески – новая ипостась. Когда в утробе Божией Матери зачиналась новая жизнь, то новая личность (лицо, ипостась) не возникала, ибо с новой человеческой жизнью соединилось Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы – Бог Сы

Поэтому запомним, что Христос – это не Человек, ставший Богом (после Крещения или Воскресения), а Бог, который стал Человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил время вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он уже был Бого

Итак, Православная Церковь учит о Христе как истинном Боге и истинном Человеке. Запомним это положение православной веры, ибо в этих словах – ее стержень: Христос есть истинный Бог и истинный Человек. А теперь обращаю ваше внимание на то, что именно эта истина, после учения о единстве Святой Троицы, более всего встречала непонимания и вызывала уклонения в ереси. Действительно, человеческому разуму очень трудно уяснить, как можно быть Богом и Человеком одновременно. Лучше сказать даже так: объяснить учение о Богочеловечестве Христа умом невозможно, в это можно только верить сердце

Что же здесь сложного? Попробуем объяснить. Бог – это Творец мира. Человек – это Его творение. Быть Творцом и творением – невозможно. Мы можем себе представить, что некий скульптор вылепил прекрасную скульптуру. У нее есть все – руки, ноги, голова, уши, глаза, но это бездушный камень. Быть скульптором и статуей одновременно невозможно. Бог отличается от человека гораздо больше, чем художник от своей картины, больше, чем гончар отличен от горшка, который он вылепил. И Бог, будучи Творцом, становится Своим творением. Например, стать для скульптора бездушным камнем и ограничить себя во всем – это страшное наказание и унижение. Именно такое самоуничижение, умаление Бог претерпевает ради человека.

(1714)